Что такое электронная подпись?

Электронная подпись — это информация в электронном виде, которая формируется при помощи уникальной комбинации символов и придает электронному документу юридическую силу. Документ, подписанный электронной подписью, равнозначен бумажному, заверенному уполномоченным лицом. Электронная подпись обеспечивает конфиденциальность информации и позволяет контролировать изменения, внесенные в документ. Она применяется в электронном документообороте, для подачи отчетности в государственные органы и позволяет принимать участие в электронных аукционах.

Использование электронной подписи сократит затраты на сбор, оформление, доставку, учёт и хранение документов. Благодаря сложной системе шифрования электронная подпись гарантирует достоверность документов и конфиденциальность обмена данными.

Виды электронной подписи

Электронная подпись может быть простой или усиленной, а усиленная — квалифицированной и неквалифицированной.

Простая электронная подпись подтверждает факт создания электронного документа определённым лицом при помощи кодов и паролей. Этот вид электронной подписи не позволяет установить неизменность заверенных сведений.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись создается при помощи криптографических методов шифрования и является гарантией сохранения документа в неизменном виде с момента его подписания.

Усиленная квалифицированная электронная подпись выдается только в аккредитованном удостоверяющем центре и предполагает наличие квалифицированного сертификата проверки электронной подписи. Только этот вид электронной подписи имеет юридическую значимость наравне с бумажным документом, подписанным от руки.

Где используется электронная подпись

Юридические, физически лица и индивидуальные предприниматели применяют электронную подпись в разных областях:

  • электронный документооборот. Электронная подпись используется в системах внешнего и внутреннего электронного обмена информацией;
  • электронная отчётность для контролирующих инстанций. Электронная подпись позволяет сдавать отчеты в ФНС, ПФР и другие органы контроля через интернет. Онлайн-отчетность экономит время и помогает избежать ошибок в документах;
  • портал государственных услуг. Физические лица, получившие электронную подпись, могут пользоваться порталом госуслуг, визируя документы и заявления, которые направляются в инстанции в электронном виде;
  • электронные аукционы. Существует множество онлайн-площадок, на которых проводятся электронные торги. Зарегистрироваться на сайте и пользоваться его возможностями можно лишь при наличии квалифицированной электронной подписи;
  • арбитражный суд. Электронные документы могут представляться в качестве доказательства при судебном разрешении конфликтов между организациями. Документы, завизированные электронной подписью, приобретают статус законных письменных доказательств;
  • документооборот с физическими лицами. Физические лица также могут заверять документы своей электронной подписью. Например, применение подписи позволяет удалённым работникам выставлять акт приёма-сдачи работы в электронном виде.

Удостоверяющие центры

Удостоверяющий центр выпускает сертификаты ключей электронной подписи. В сферу его деятельности входит:

  • выдача электронной подписи юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • передача всем заинтересованным лицам открытого ключа электронной подписи;
  • отзыв сертификата электронной подписи при компрометирующих обстоятельствах;
  • подтверждение подлинности электронной подписи;

Что нужно для получения электронной подписи

Список документов для получения электронной подписи различается в зависимости от вида сертификата и его владельца — физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Для получения любого вида сертификата физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо представить паспорт и копию СНИЛС. Для некоторых видов сертификатов электронной подписи юридическим лицам понадобится выписка из ЕГРЮЛ, а индивидуальным предпринимателям — из ЕГРИП.

Период действия электронной подписи

Электронная подпись выдаётся на 1 год. В этот период держатель может оформлять и визировать электронные документы, но по его окончании подпись утрачивает свою юридическую силу и становится недействительной. Примерно за 30 дней до окончания срока действия сертификата электронной подписи на почту держателя, которая была указана в заявке на получение, направляется письмо с уведомлением о том, что сертификат электронной подписи необходимо продлить, то есть выпустить заново. Как правило, на выпуск новых ключа и сертификата уходит не более двух дней, после изготовления они загружаются в личный кабинет пользователя.

Если ключевой носитель был утерян, сменился руководитель организации или уволился сотрудник — владелец электронной подписи, сертификат и ключи электронной подписи аннулируются досрочно.

Мы подберем вам сертификат!

Оставьте номер телефона, и сотрудник отдела продаж свяжется с вами в течение 30 минут

Мы расскажем от чего зависит цена на электронную подпись
и какой тариф вам подойдет!